Положение ВСОКО

Скачать: Положение о внутренней системе оценки качества образования

     

 

Принято:

Педагогическим советом

МБДОУ д/с № 4 «Родничок»

Протокол № 3 от 18 марта 2015года 

Утверждаю:

Заведующий _______ Коротаева Е.Н.

                Приказ №31 от 19 марта 2015 года

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

 о внутренней системе оценки качества образования 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Родничок» города Котельнича Кировской области

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ д/с № 4 «Родничок» (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования, ее организационную структуру и реализацию.

Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155);

- Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Уставом МБДОУ д/с № 4 «Родничок».

1.2.       Оценка качества дошкольного образования осуществляется с целью установления степени соответствия образовательной деятельности нормативным правовым документам и выработки управленческих и организационных решений для оптимизации условий реализации образовательных программ дошкольного образования и внесение уточнений в образовательный процесс для обеспечения развития детей.

1.3.      Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку реализуемых образовательных программ, индивидуального развития детей, деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты.

     1.4.  В настоящем Положении используются следующие термины:

Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям заказчика, в том числе степень достижения обучающимися (воспитанниками) планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организа­ции образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95).

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отсле­живание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.

Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.5.       Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в МБДОУ д/с № 4 «Родничок»  являются: администрация и педагогические работники, воспитанники и их родители (законные представители), органы управления образованием, представители общественности.

1.6. Положение распространяется на деятельность всех работников МБДОУ д/с № 4 «Родничок».

2. Основные цели, задачи, принципы функционирования системы внутренней оценки качества образования

2.1.Целю внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ д/с № 4 «Родничок»  является управление качеством образования дошкольников путем выявления соответствия организации образовательного процесса и ее результатов нормативным требованиям.

2.2. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи

-    проведение самообследования, включающего самоанализ ООПДО, усло­вий ее реализации, изучение результатов освоения детьми ООПДО в соответ­ствии с ФГОС ДО;

-    координация деятельности всех субъектов внутренней системы оценки качества дошкольного образования;

-    организация сбора, обработки и хранения информации и распростране­ния о реализации программы, ее соответствии нормативным требованиям;

-    выявление стратегических направлений в достижении качества образо­вания в МБДОУ д/с № 4 «Родничок»

 2.3.     В основу функционирования внутренней системы оценки качестве образования МБДОУ д/с № 4 «Родничок»  положены следующие принципы:

-    объективности, достоверности, полноты и системности информации с качестве образования;

-    открытости и прозрачности процедур оценки качества образования;

-    реалистичности требований, норм и показателей качества образования учета индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника при оценке их индивидуального развития;

-    доступности информации о состоянии и качестве образования для раз личных групп потребителей;

-    рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективны критерии и показатели;

-    оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

-    инструментальности и технологичности используемых показателей учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

-    минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;

-    соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в учреждении.

3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования

3.1. Организационная структура МБДОУ д/с № 4 «Родничок», занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию учреждения, педагогический совет.

3.1.1.   Администрация МБДОУ д/с № 4 «Родничок»:

-    формирует локальные акты, регулирующие функционирование учре­ждения и приложений к ним, утверждает их приказом и контролирует их исполнение;

-    обеспечивает условия для проведения педагогической диагностики, мо­ниторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

-    осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;

-    анализирует результаты оценки качества образования на уровне учре­ждения;

-    разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в учреждении, участвует в этих мероприятиях;

-    обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования;

-    формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (самообследование деятельности, анализ работы за учебный год, публичный доклад заведующего);

-    принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа полученных результатов.

 3.1.2.   Педагогический совет  МБДОУ д/с № 4 «Родничок»:

-    принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризую­щих состояние и динамику развития учреждения;

-    принимает участие в экспертизе качества образования в учреждении;

-    содействует реализации общественного участия в экспертизе качества образования;

-    содействует организации работы по повышению квалификации педаго­гических работников, развитию их творческих инициатив;

-    заслушивает информацию и отчеты педагогических работников о прове­дении и результатах оценки качества образования в учреждении, в том числе со­общения представителей  организаций и учреждений,  взаимодействующих с учреждением о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения.

3.2. Объекты оценки распределены по 4 группам параметров:

1  группа - характеризует соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов;

2  группа - характеризует соответствие условий реализации ООПДО тре­бованиям нормативных правовых документов, в том числе:

1)    кадровых;

2) психолого-педагогических;

3)материально-технических;

4)финансовых;

5)развивающей предметно-пространственной среды.

1)    требования к кадровым условиям:

-       укомплектованность кадрами;

-       образовательный ценз педагогов;

-       уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК);

-       динамика роста категорийности;

-       результативность  квалификации (профессиональные достижения педагогов);

-       наличие кадровой стратегии.

2)    требования к психолого-педагогическим условиям:

-       наличие системы психолого-педагогической оценки развития обучающихся, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

-       наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья;

-       наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации);

-       наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП,  в том числе в плане взаимодействия с социумом;

-       оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;

-       оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.).

-       динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся;

3)    требования материально-техническим условиям:

-       оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

-       оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПи

-       оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов;

-       информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения)

4)    требования к финансовым условиям:

         -   финансовое обеспечение реализации ООП бюджетного  образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе  государственного (муниципального) задания.

5)    требования к развивающей предметно-пространственной среде:

-       соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой  образовательной программе дошкольного образования  и возрастным возможностям воспитанников;

-       организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта  (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);

-       наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;

-       учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

3  группа - характеризует соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям нормативных правовых документов;

4  группа - характеризует степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольной образовательной организации.

3.3. Процедурой оценкой качества дошкольного образования является мониторинг:

- наблюдение за собственной деятельностью по реализации ООПДО (в том числе самообследование, самооценка, самоанализ ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативные требованиям, прогнозирования ее развития;

- система организации, сбора, хранения, обработки и распространения ин формации о реализации ООПДО, ее соответствии нормативным требованиям.

4. Реализация внутреннего мониторинга оценки качества образования

4.1.      Реализация внутреннего мониторинга осуществляется на основе «Программы внутренней системы оценки качества образования МБДОУ д/с № 4 «Родничок», которую определяют объекты оценки, показатели, сроки и порядок проведения оценочных процедур. В качестве инструмента внутреннего мониторинга выступают критерии, разработанные по 4 группам параметров, обеспечивающие измерение качества образования в ДОУ. Критерии при необходимости могут корректироваться.

4.2.      Реализация внутреннего мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

-    определение объекта, основных показателей, форм, методов, сроков мониторинга;

-    сбор, обработка и интерпретация данных мониторинга;

-    распространение результатов мониторинга;

-    пути решения выявленных проблем.

4.3.      Проведение оценки качества образования ориентируется на основные показатели качества:

-    качество программ;

-    качество условий;

- качество результатов.

4.4.      Методы внутреннего мониторинга:

-    наблюдение;

-    анкетирование;

-    опрос;

-    беседа;

-    педагогические тесты;

-    анализ документов;

-    сбор и анализ полученной информации.

4.5.      Формы проведения внутреннего мониторинга:

-    тематический, оперативный, фронтальный контроль;

-    самодиагностика;

-    анкетирование родителей, педагогов;

-    психолого-педагогическая диагностика.

4.6. Сроки проведения, формы внутреннего мониторинга, формы результатов оценивания, параметры оценивания принимаются решением педагогического совета и утверждаются приказом заведующего.

4.7.По итогам внутреннего мониторинга качества образования проводятся административные совещания,  заседания Педагогического совета. Формой отчета внутреннего мониторинга качества образования могут быть аналитическая справка, заключение, представление.

5. Информационная открытость качества оценки образования в МБДОУ д/с № 4 «Родничок»

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества обра­зования осуществляется путем предоставления информации:

-    основным потребителям результатов системы оценки качества образования;

-    средствам массовой информации через публичный доклад заведующего;

-    размещение аналитических материалов, результатов оценки качества об­разования на официальном сайте ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

 

В целях организации работы образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, установления соответствия образовательной деятельности нормативным правовым документом, утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ д/с №4 "Родничок" (Приказ № 31 от 19.03.15), создана рабочая группа группа по разработке критериев внутренней оценки системы качества образования в составе 6 человек.

Оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы проводят воспитатели групп в рамках педагогической диагностики. 

Диагностика проводится при помощи карт индивидуального развития ребенка,   разработанных  творческой группой педагогов МБДОУ д/с №4 «Родничок» по всем возрастным группам.

Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала  и как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса.

Карта заводится на каждого воспитанника группы и заполняется на протяжении всего периода посещения детского сада. 

Карта индивидуального развития детей младшего возраста

 

Индивидуальная карта развития воспитанника

 

Фамилия, Имя________________________

 

Дата рождения________________________

 

Дата заполнения _____________________

 

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 4 «Родничок»                  (в основе примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

 

Показатели оценки:

 

2достижение проявляется в самостоятельной деятельности

 

1-      достижение проявляется в совместной деятельности со взрослым

 

0-      достижение не проявляется

 

 

 

Медико-педагогическая часть

 

 

 

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме _____________________________________

 

 

 

п/п

Показатели развития

Особенности проявления достижения

1

Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его                          при небольшой помощи взрослых).

 

2

Проявляет активность в совместных со взрослым мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ.

 

3

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

 

4

Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитате­лем направление.

 

5

Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега                                   в соответствии с указаниями воспитателя.

 

6

Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.

 

7

Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнас­тической стенке произвольным способом.

 

8

Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

 

9

Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5м.

 

10

Бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить.

 

11

Метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

 

 

Среднее значение

 

 

 

 

Психолого-педагогическая часть

 

Социально-коммуникативное развитие

 

п/п

Показатели развития

Особенности проявления достижения

1

Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Ребенок договаривается с партнерами, подчиняется правилам игры.

 

2

Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

 

3

Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

 

4

Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоцио­нально на него отзываться (кукольный, драматический театры).

 

5

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрыв­ки из знакомых сказок.

 

6

Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).

 

7

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

 

8

Может помочь накрыть стол к обеду

 

9

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

 

10

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

 

11

У ребенка сформированы предпосылки к деятельности, направленной на взаимопомощь, умение сопереживать персонажам сказок, ровесникам и взрослым.

 

12

Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя).

 

 

Среднее значение по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 

 

  • Методика «Навыки общения» (модифицированный вариант анкеты Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой);
  • Методика «Понятливость» (предложена Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой)

 

Познавательное развитие

 

 

 

п/п

Показатели развития

Особенности проявления достижения

 

Продуктивная (конструктивная) деятельность.

 

1

Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала..

 

2

Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

 

 

Развитие  элементарных математических представлений.

 

1

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).

 

2

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

 

3

Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

 

4

Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

 

5

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крут­ую форму.

 

6

Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

 

7

Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

 

 

Формирование целостной картины мира.

 

1

Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).

 

2

Ориентируется в помещениях детского сада.

 

3

Называет свой город (поселок, село).

 

4

Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

 

5

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе.

 

6

Имеет представление о простейших нравственных правилах, добрых поступках.

 

 

Среднее значение по образовательной области «Познавательное  развитие»

 

 

  • Методика «Дорисовывание  фигур» (автор О.М.Дьяченко)
  • Методика «Самое  непохожее» (модифицированный вариант методики Л.А.Венгера)
  • Методика «Заборчик» (модифицированный вариант методики Л.А.Венгера)
  • Методика «Кораблик» (модифицированный вариант методики В.В.Холмовской)

 

 

 

Речевое  развитие

 

 

 

п/п

Показатели развития

Особенности проявления достижения

1

Ребенок рассматривает сюжетные картинки.

 

2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

 

3

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

 

4

Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

 

5

Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав от­рывок из него.

 

6

Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого

 

7

Знает русские народные сказки, простейшие пословицы, поговорки, заклички, считалки.

 

 

Среднее значение по образовательной области «Речевое  развитие»

 

 

  • Методика «Восприятие литературных произведений» (модифицированный вариант методики Л.П.Стрелковой)
  • Методика «Речевые способности» (модифицированный вариант разработок С.В.Маланова)
  • Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О.М.Дьяченко)
  • Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики И.А.Бурлаковой)

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

п/п

Показатели развития

Особенности проявления достижения

 

Рисование.

 

1

Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты

 

2

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

 

3

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

 

 

Лепка.

 

1

Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

 

2

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разно­образные приемы лепки.

 

 

Аппликация.

 

1

Создает изображения предметов из готовых фигур.

 

2

Украшает заготовки из бумаги разной формы.

 

3

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

 

 

Музыкальная деятельность.

 

1

Ребенок слушает музыкальное произведение до конца.

 

2

Узнает знакомые песни.

 

3

Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

 

4

Замечает изменения в звучании (тихо — громко).

 

5

Поет, не отставая и не опережая других.

 

6

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, прито­пывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

 

7

Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

 

8

Принимает участие и проявляет интерес к русским народным играм, праздникам.

 

 

 

Среднее значение по образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие»

 

 

 

 

  • Методика «Музыкальная импровизация»

 

Выводы

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Построение профиля

 

Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь?